"Культура безопасности"

 

Витальная безопасность - одна из важнейших составляющих безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Культура витальной безопасности - система социокультурных норм, идей, взглядов, установок, представлений и практических умений, характеризующих ценностное отношение человека к жизни и здоровью.

Использование технологии Синквейн в воспитании детей дошкольного возраста.

Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. 
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм). 

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта. 

А теперь давайте вместе с вами попробуем составить синквейн:
1. «Машина»
2. Какая она для вас? (красивая, быстрая)
3. Что она делает для вас и других людей? (стоит, паркуется, разгоняется)
4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о машине?
Моя машина самая быстрая
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать машину?
Игрушка

Синквейн для воспитателя детского сада — это:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».





Дидактические игры с детьми на тему:

                               «Больница».


Дидактическая игра «Назови предметы»
Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)


Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

 

Дидактическая игра «Что нужно врачу?».

Цель: закрепить знания детей о медицинских инструментах.

Воспитатель называет разные предметы, дети слушают внимательно, и когда называется предмет, который нужен врачу в работе, хлопают. (Халат, шприц, зонт, бинт, йод, градусник, игрушка, блокнот, ручка, тарелка, заколка, шарф, лекарство, бокал и т.п.)

Можно играть с детьми с 2 лет.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Полезные и вредные продукты»

 

Цель: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, витаминами, их значением для здоровья человека.

Задачи: формировать представления о разнообразии продуктов, их пользе для здоровья человека и входящих в их состав витаминах; развивать внимание, зрительный и слуховой аппарат; воспитывать бережное отношению к своему здоровью.

Ход игры: детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Задача детей разложить картинки продуктов на полезные и вредные. В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет правильность разложения продуктов питания. Если ребенок допустил ошибку, то следует рассмотреть по какой причине была допущена ошибка. Предупредить детей быть внимательными, потому как эта ошибка может навредить здоровью.

Дидактическая игра "Вредно-полезно" подойдет для детей с младшего дошкольного возраста и до 6 лет. 



«Массажные перчатки» 

     Нестандартное оборудование по физкультуре

Цель: Повышение общего тонуса организма через использование нестандартного оборудования.

Задачи:

·         повысить у детей интерес к физкультурным занятиям;

·         сформировать потребность к самостоятельным действиям;

·         укрепить иммунитет и улучшить эмоциональное состояние детей.

«Массажные перчатки» оказывают позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Массаж проводиться для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.

Можно массажировать руки, ножки, стопы, спинки друг другу, животик. Разнообразные поглаживания, легкие постукивания, пощипывание очень нравится деткам.

Перчатки можно использовать как дидактический материал.

Игра-массаж "Был у зайки огород"

Был у зайки огород                         (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие грядки                         (поперёк спины).

Он зимой играл в снежки                 (постучать кулаками по спине снизу вверх)

Ну а летом в прятки         (пальцы по спине побежали снизу вверх и "спрятались" подмышки)

А весною в огород зайка с радостью идет         (пальцы по спине "идут")

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)

А потом все заровняет, заровняет, заровняет         (поглаживания, как будто ямки заравниваешь)

Семена просеет ловко                 (легкие быстрые постукивания всеми пальцами поочереди)

И пойдет сажать морковку                 (пальцы "пошли")

Закопает, заровняет                 (опять поглаживания)

А потом у зайки вновь вырастет его морковь         (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).

Массажные перчатки можно использовать с младшего возраста.









Консультация для родителей на тему: «Безопасность ребенка»

 в средней группе

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Все мы - педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей.)

Вывод. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или какое положение тела самое безопасное, если вы оказались в заложниках? Вопросов более чем достаточно, поэтому не удивляйтесь, если дети начнут вам рассказывать, что играли в «эвакуацию».

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение оглядись: сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим.

  • Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников безопасному поведению?

  1. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
  2. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
  3. Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
  4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
  5. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком  много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

  1. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом). Вместо того чтобы кричать: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»
  2. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
  1. Как можно раньше учите ребенка называть свое имя, имена родителей, название сада, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить ребенку, что не следует сообщать сведения О себе посторонним людям.

Выводы

  • Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
  • Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
  • Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
  • Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.





Опасности и правила поведения

Острые, колющие и режущие предметы

Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.


Электрические приборы

Они могут ударить током или стать причиной пожара.

  1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
  2. Никогда не тяните за электрический провод руками.
  3. Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них.

Лекарства и бытовая химия

1. Ни в коем случае не пробуйте никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

2. Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно, не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывайте никакие упаковки с бытовой химией.

Газ

Газ может быть очень опасен. Скопившись на кухне, газ может взорваться, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила.

  1. Срочно скажите об этом взрослым.
  2. Сразу же откройте окна и проветрите квартиру.
  1. Проверьте, закрыты ли краны на плите.
  2. Немедленно позвоните по телефону 04.
  3. Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички.

Личная безопасность дома и на улице

Если вы остаетесь дома одни, запомните следующие правила безопасности.

  1. Ни в коем случае не открывайте дверь, если звонит незнакомый человек.
  2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечайте «нет».
  3. Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже милиционер, все равно не открывайте, если не знаете этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.
  4. Если незнакомый человек пытается открыть вашу дверь, сразу же позвоните в милицию по телефону 02 и назовите свой точный адрес.
  5. Если дома нет телефона, зовите на помощь из окна или с балкона.
  6. На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» — отвечайте, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.
  7. Не верьте, что кто-то придет или приедет к вам по просьбе родителей, если родители сами не позвонили и не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают не только дома, но и на улице

  1. Если вы потеряли родителей в незнакомом месте, стойте там, где это произошло. Если их долго нет, обратитесь за помощью: на улице — к милиционеру, в магазине — к продавцу, в метро — к дежурному.
  2. Никогда не ходите гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где вы находитесь.
  3. Не играйте на улице поздно. Происшествия чаще случаются в темное время.
  4. Не соглашайтесь идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.
  5. Никогда не заговаривайте на улице с незнакомыми людьми, а также с пьяными.
  6. Не принимайте от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали вам таких вкусных вещей.
  7. Если вы увидите на улице, в автобусе, какой-нибудь предмет: коробку, сумку, сверток, пакет, — не трогайте его. В нем может оказаться бомба.

Пожарная безопасность.

  1. Не балуйтесь дома со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из комнаты или из дома, не забывайте выключать электроприборы.
  3. Не сушите белье над плитой (очень хорошо, если вы помогаете маме, но очень плохо, если оно загорится).
  4. Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми).
  5. В деревне или на даче без взрослых не подходите к печке и не открывайте печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Если в доме начался пожар

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону 01 или попросите об этом соседей.
  3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону 01 и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей и прохожих.
  4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.
  5. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнетесь.
  6. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна. Вас обязательно спасут.
  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.

Безопасность на воде.

  1. Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
  2. Не заходите на глубокое место, если не умеете плавать или плаваете плохо.
  1. Ни в коем случае не ныряйте в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.
  2. Не заплывайте за буйки.
  3. Не подплывайте близко к судам. Вас может затянуть под винты.
  4. Никогда не играйте в игры с удерживанием «противника» под водой — он может захлебнуться.
  5. Не пытайтесь плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать вашего веса или перевернуться.
  6. Не заплывайте далеко на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, вы можете вместе с ними пойти ко дну.
  7. Игры в морской бой на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Как обращаться с собаками?

Считается, что собаки, верные друзья человека, дружелюбно относятся к детям. И все же...

Обычно собак провоцируют на укус сами дети. Во-первых, потому что — по собачьим меркам - ведут себя непредсказуемо! Вместо того чтобы спокойно идти и разговаривать, они бегут, прыгают, кричат. Сбитое с толку четвероногое не знает, как быть, и иногда воспринимает подобное поведение как угрозу.

Во-вторых, дети любят дразнить собак или пристают к ним вынуждая защищаться. Собака не игрушка, а живое существо! со своим «кодексом поведения», который надо уважать, если не хочешь неприятностей. Это особенно важно в отношении чужих собак, о которых неизвестно, дружелюбные они или агрессивные.

Необходимо усвоить следующие правила поведения.

  1. Никогда не подбегайте и не подъезжайте на велосипеда! слишком быстро и близко к свободно бегающей собаке,  нужно медленно обойти ее стороной или объехать.
  2. Приближающуюся собаку встречайте спокойно, не кричите, не пытайтесь убежать или прогнать ее. Нервное поведение человека может пробудить у животного охотничий инстинкт.
  3. Не гладьте собаку, сидящую на привязи в ожидании хозяина.
  4. Не дотрагивайтесь до раненой собаки, даже если видно, что животное испытывает боль, — это позволено только хозяину,
  5. Никогда не дразните собаку. Не щипайте за уши, не хватайте за нос, не тяните за хвост, не гладьте против шерсти.
  6. Не мешайте собаке, когда она ест, и тем более — не отнимайте у нее миску.
  7.  Проявляйте особую осторожность на участке, который собака считает своим, т. е. в квартире, доме или на даче семьи ее хозяина (например, не затевайте там потасовку).

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!























Комментарии

Популярные сообщения из этого блога